30.04.2021 Отчётный выезд в пещеру Смолинская 24.04.2021 г

Автор: Черепанова Ольга
Отчётный выезд в пещеру Смолинская 24.04.2021 г

24 апреля состоялся Отчётный выезд обучающихся на курсе базовой подготовки спелеологов в пещеру Смолинская, организованный спелеоклубом СГС!

По плану было 4 задачи, которые мы распределили между группами. Наиболее важное — ориентирование в пещере и оказание первой помощи условно пострадавшему оказывали все группы. А ещё 2 задачи: топосъёмка с описанием пещеры и установка ПБЛ распределили между 7-ю группами: 5 групп занимались задачей топосъёмки и описанием пещеры, а 2 — установкой ПБЛ. Ориентирование проигралось у каждого — кто-то по карте определял грот, где нужно поставить свой ПБЛ, кто-то искал место для топосъёмки, а кому-то важно было понять, какой грот или ход ты сейчас описываешь.

В каждой группе был человек, следящий за временем, чтобы избежать при входе и выходе из пещеры «пробок» и гипотермии.

группа № 1, инструктор Цурихин Евгений + 1 курсант. Группа ушла раньше всех и устанавливала реперы в пещере, чтобы потом к ним группы топосъёмки сделали точные привязки и могли бы при камеральных работах состыковать свои участки в одну карту пещеры. Задание по первой помощи условно пострадавшему не было, т.к. эти люди должны были максимально быстро всё сделать и вернуться в лагерь.

группа №2, инструктор Сапожников Георгий + 4 курсанта. Группа сперва собрала вещи на поверхности для установки ПБЛ, а зетем спустилась в пещеру, дошла до грота Алтарь, где устанавливала 3-х местный подземный базовый лагерь (ПБЛ), немного пожила в нём, а потом собрала его и вынесла его на поверхность. Что значит немного пожила? Для спелеолога ПБЛ — это дом. Ребята выбрали место, установили палатку, застелили внутри пенками, разложили спальники. Разожгли примус снаружи палатки, сварили лапшу быстрого приготовления и чай, перекусили, а потом сняли комбезы, повесили их на растянутую специально для этого верёвочку и залезли в палатку, чтобы понять какие мелочи могут быть важны для спелеологов  при обычном быте, например как важно не залезть носком в глину и не затащить это всё в спальник. Задание по первой помощи условно пострадавшему: легенда — человек в ПБЛ пролил на руку кипяток, появились волдыри и надо было ему оказать первую помощь. Ребята справились — проговорили, что они будут делать!

группа №3, инструктор Устинова Юлия + 3 курсанта. Группа делала топосъёмку привходовой части пещеры. Они отработали больше всех — вылезли последними, 2 раза к нам прибегал от них гонец с просьбой продлить контрольное время возвращения — что поделать  — подобрались увлечённые люди и так просто они своё дело не оставят! К тому же Юля Устинова очень качественно сама снимает и учит этому других, поэтому время тут не главное.  Задание по первой помощи условно пострадавшему: легенда — один из группы расстроился, что у него ничего не получается с приборами и устроил истерику. Ребята справились – прогворили что будут делать: успокоили товарища, поговорили с ним, обняли, напоили чаем с шоколадкой и "условно» вывели на поверхность.

группа №4, инструктор Логинов Вадим + 6 курсантов. Группа сперва собирала вещи для установки 6-местного ПБЛ в транспортные мешки на поверхности. Затем спустилась в пещеру, дошла до грота Фавор, выбрала место и установила там ПБЛ. Немного пожила в нём. Большая палатка позволяет готовить внутри, но примус обязательно нужно разжигать снаружи. В этом ПБЛе, пока готовилась еда, люди сидели вокруг и грелись теплом от горелки. Главное, чтобы была вентиляция при этом, чтобы не отравиться угарным газом. Приготовили чай, попили, поели, помыли посуду за собой и эта группа отправилась навестить другие группы в пещере до своего выхода на поверхность. А сам ПБЛ собирала потом группа "Поверхность», которая тоже немного пожила в нём, собрала его и вынесла в поверхностный базовый лагерь. Задание по первой помощи условно пострадавшему: легенда — один из товарищей повредил плечо и нужно было ему оказать первую помощь. Ребята сперва растерялись, но потом всё правильно сделали.

группа №5, инструктор Ходырев Егор +3 курсанта и сын Егора. Группа делала топосъёмку главного хода пещеры, и нескольких ходов в дальней части пещеры. Задание по первой помощи условно пострадавшему: легенда — человек замёрз и его нужно было согреть, используя комплект-самоспас. Ребятам очень понравилось — разворачивать блестящую изофолию (спасательское одеяло), заворачивать в неё «замерзающего», зажигать свечку и кормить шоколадкой своего инструктора, который очень "убедительно трясся от холода». Они справились!

группа №6, инструктор Цурихин Евгений + 6 курсантов + дочь 9 лет одной из Курсанток. Мы ведь помним, что Евгений Цурихин уже был в пещер для установки реперов? Так вот, пока группа ждала его — они сравнили кто какую информацию нашёл в интернете о пещере и что им ещё нужно для описания найти. Задание группы касалось оценки водосбора в пещеру с поверхности и особенностей расположения входа  в пещеру (его относительная и абсолютная высота, ориентация по сторонам света и прочее).  Во время обследования водосбора ребята дошли до маленькой пещеры Придорожная, которая была когда-то вскрыта при строительстве дороги и обследовали её. Заодно составили описание и на эту пещеру. Потом по дороге обратно к Смолинской, собрали мусор — 4 больших мешка и принесли их в лагерь. Перекусили и отправились продолжать составлять описание пещеры Смолинская. После этого они должны были дойти до 6-местного ПБЛ, пожить в нём чуть-чуть, собрать его и вынести на поверхность.  Задание по первой помощи условно пострадавшему: легенда — на поверхности они нашли человека без сознания, но у которого есть дыхание и сердцебиение, подозрения на травму позвоночника нет. Ребята перевернули пострадавшего в устойчивое боковое положение и вызвали скорую — проговорили это всё, с заданием справились.

группа № 7, инструкторы Овсянникова Оксана и Крашенинников Александр + 6 курсантов. Группа тоже занималась описанием поверхности, но заходила в пещеру последней, чтобы не толпиться вместе с другими группами на входе. Сперва ребята обсудили какую информацию нашли дома в интернете, затем прошлись по сухому ручью, в одном из логов которого расположена пещера Смолинская — осмотрели карстовые проявления и собрали мусор. После этого вернулись и пошли в пещеру — стали собирать информацию для составления подземной части описания пещеры — какие виды воды есть (текущая, капающая, мокрые стены и др.), какие трещины и в каком направлении они развиваются, какие края у трещин, есть ли натёчные образования в пещере и прочее. Задание по первой помощи условно пострадавшему: легенда — у одного из участников резкие боли в животе, идти не может — что делать? Ребята правильно всё проговорили — холод на живот, голод и покой и отправить гонца за скорой. С заданием справились. А потом они дошли до 6-местного ПБЛ и погостили в нём.

У всех групп было свободное время для обследования пещеры, посещения мест работы других групп, обмена опытом и взаимовыручки. По пути ребята снимали фото и видео, собирали встретившийся им мусор и выносили его на поверхность.

В итоге, на поверхности мы собрали около 8 мешков с мусором, из-под земли вынесли ещё 2 мешка, один из которых был заполнен битым стеклом и весил более 20 кг. Очень сложно было его передавать в узких ходах, чтобы не пораниться самим.

За время работы всех групп в пещеру приходили обычные туристы группами от 2 до 15 человек. Удивлялись нам и старались не мешать. С нашей стороны мы им рассказывали про то, как безопасно ходить по пещерам и почему важно беречь подземный мир.

Выходя из пещеры больше всего разговоров у курсантов было про... Ад! "Были ли вы сегодня в Аду?» "Все выбрались из Ада!» И это не удивительно! Дело в том, что в пещере Смолинская когда-то жили монахи и многие гроты и ходы имеют религиозные названия, например: Алтарь, Фавор, дорога в Ад, дорога в Рай, большая и малая Кельи.

Погода на поверхности с утра была с моросящим дождём, который подгонял всех в пещеру, а днём было солнечно и иногда даже жарко. Черепанова Ольга дежурила в поверхностном лагере, собирала мусор, отмечала людей в журнале выходов и время из возвращения. Все группы вышли вовремя и пока мы ждали группу топосъёмки Юли Устиновой, курсанты успели сходить на порог Ревун на реке Исеть, который был неподалёку, немного отдохнули и пофоткались там, помахали рукой водникам, которые тренировались на катамаранах, а затем вернулись в поверхностный базовый лагерь над пещерой.

Параллельно с нами Лариса Позднякова — организатор проекта #Чисто_Урал со своей командой тоже в этот день собирала мусор возле пещеры и по сухому ручью. Они уехали раньше, но передали нам свой флаг с напутствием сделать фотографию с тем мусором, который соберём. Вот мы и сделали общее фото с собранным мусором возле аншлага  волонтёрского проекта #Чисто_Урал да ещё и с флагом от них! А потом мы собрали лагерь, прихватили мешки с мусором и разъехались по домам. Группа топосъёмки вышла уже после общего фото – мы их отдельно снимали – герои! 6 часов в пещере работали!

 В этот выезд клещей с одежды снимали много, но укушенных не было.

Много фотографий с выезда и несколько видео участников выезда выложены в материалах группы.

Все участники получили зачёт.

По итогу топосъёмки была составлена карта тех частей пещеры, которые были отсняты. По итогу собранной информации получилось вот такое описания пещеры Смолинская, а также описание пещеры Придорожная.

Ездили 28 курсантов + 1 дочь курсантки + 8 инструкторов + сын Егора. Итого 38 человек.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.